etomesto.ru
Регистрация   Вход
 Широта:     
 Долгота:     

Карты, где есть это место
городские планы
подробные карты
обзорные карты
тематические карты


Экономическая карта Ярославской области

1964: Экономическая карта Ярославской области
 карте 55 лет 
 1964 г.


   
    










голосовать:
  15
точность:
поделиться:











4
Региональные подразделы России:   Москва   Санкт-Петербург   Абакан  Анадырь  Архангельск  Астрахань  Барнаул  Белгород  Биробиджан  Благовещенск  Брянск  Великий Новгород  Владивосток  Владикавказ  Владимир  Волгоград  Вологда  Воронеж  Горно-Алтайск  Грозный  Екатеринбург  Иваново  Ижевск  Иркутск  Йошкар-Ола  Казань  Калининград  Калуга  Кемеровo  Киров  Кострома  Краснодар  Красноярск  Курган  Курск  Кызыл  Липецк  Магадан  Майкоп  Махачкала  Мурманск  Назрань  Нальчик  Нарьян-Мар  Нижний Новгород  Новосибирск  Омск  Оренбург  Орёл  Пенза  Пермь  Петрозаводск  Петропавловск-Камчатский  Псков  Ростов-на-Дону  Рязань  Салехард  Самара  Саранск  Саратов  Севастополь  Симферополь  Смоленск  Ставрополь  Сыктывкар  Тамбов  Тверь  Томск  Тула  Тюмень  Улан-Удэ  Ульяновск  Уфа  Хабаровск  Ханты-Мансийск  Чебоксары  Челябинск  Черкесск  Чита  Элиста  Южно-Сахалинск  Якутск  Ярославль    Другие страны: Украина  Беларусь  Казахстан  Латвия  Литва  Эстония  Молдова  Армения  Азербайджан  Грузия 
Скачать карту полностью
Атлас Ярославской области 1964 года .pdf
Информация

Описание карты

Карта из книги: "Атлас Ярославской области" 1964 г.

Экономическая карта составлена кандидатом географических наук С. М. Воскобойниковой.

Ярославская область входит в Центральный экономический район. Среди других областей (Ивановской, Владимирской, Костромской), объединяемых Верхневолжским совнархозом, она выделяется наиболее многоотраслевой и развитой индустрией.

Хозяйство области прошло длительный и сложный путь развития. Ее промышленность в виде разнообразных ремесел начала развиваться еще в XVI—XVII вв. В первой четверти XVIII столетия стали появляться купеческие мануфактуры, позднее послужившие базой для формирования крупных капиталистических фабрик. Одной из первых русских мануфактур была основанная в Ярославле в 1722 г. Большая Ярославская мануфактура. Однако главными отраслями промышленности тогдашней Ярославской губернии (как и всего Центрального района) были текстильная и пищевая. Коренные изменения в хозяйстве области произошли за годы Советской власти. В результате социалистической индустриализации главная роль в промышленности стала принадлежать химии и машиностроению. Среди резиново-химических и лакокрасочных предприятий, размещенных преимущественно в Ярославле, выделяются крупнейший в СССР Ярославский ордена Ленина шинный завод, положивший начало развитию советской шинной промышленности, заводы синтетического каучука, резиновых и асбестовых технических изделий. С 1961 г. начал работать Ново-Ярославский нефтеперерабатывающий завод.

Второе место по валовой продукции занимает машиностроение. Отдаленность области от металлургических баз и близость к крупнейшим машиностроительным центрам — Москве и Ленинграду, способствовали формированию здесь преимущественно сложных неметаллоемких производств.

К важнейшим предприятиям относятся: ярославские моторный и электромашиностроительный заводы, рыбинские заводы полиграфических и дорожных машин, кабельный завод и др.

Третье место принадлежит текстильной промышленности: здесь выпускаются хлопчатобумажные, технические ткани и пряжа, разнообразные льняные и полульняные ткани технического и потребительского назначения. Основными предприятиями, производящими технические ткани, являются ордена Ленина комбинат "Красный Перекоп" (созданный на основе коренной реконструкции бывшей Большой мануфактуры) и кордная фабрика (в Ярославле). Льноперерабатывающие предприятия расположены в городах Гаврилов Яме, Тутаеве, Ростове. Тонкие полотна и жаккардовые ткани Гаврилов—Ямского льнокомбината "Заря социализма" широко известны не только в нашей стране, но и за ее пределами.

В области издавна сложились некоторые отрасли пищевой промышленности: молочная, масло-сыродельная, крахмало-паточная, мукомольная. Они используют местное и привозное сырье. Созданию крупного мукомолья в Ярославле и Рыбинске способствовало положение этих городов на транзитных путях с юга на север и северо-запад.

Производство строительных материалов и лесообработка имеют местное значение.

Развитие промышленности сопровождается упрочением топливно-энергетической базы. Основной поставщик местного топлива (фрезерного торфа) — торфопредприятия, расположенные в центральных, западных и южных районах области. Торфом снабжаются почти все тепловые станции Ярославля, Рыбинска, Переславля-Залесского, Гаврилов Яма и др. Самая мощная ТЭЦ при нефтеперерабатывающем заводе работает на мазуте. На территории области находятся две мощных гидроэлектростанции Волжского каскада — Угличская и Рыбинская.

Электростанции Ярославской области — основная часть объединенной центральной энергетической системы. Высоковольтные линии электропередач соединяют Ярославль и Рыбинск с Москвой, Костромой, Ивановом, Череповцом.

Осуществляется газификация Ярославля, Рыбинска и других населенных пунктов. Природный газ поступает по газопроводу из Поволжья.

Условные обозначения

Несмотря на сравнительно небольшую территорию области, в ней можно выделить несколько внутриобластных экономико-географических районов.

Ярославский район (включающий территорию Ярославского и Тутаевского производственных управлений )— главный промышленный район с крупной резиново-химической, лакокрасочной, машиностроительной, разнообразной легкой и пищевой промышленностью. Здесь проживает более 3/5 всего населения области и производится свыше 70% ее валовой промышленной продукции. Сельское хозяйство на значительной части территории этого района носит пригородный характер: большие площади заняты картофелем, овощами, кормовыми культурами. В северо-западной части района преобладают посевы льна. Животноводство представлено крупным рогатым скотом, свиноводством и овчинно-шубным овцеводством.

Рыбинский район (восточная часть Рыбинского производственного управления) — второй по промышленному значению — выделяется машиностроением, гидроэнергетикой, мукомольем. Сельское хозяйство также имеет пригородное направление. На северо-востоке распространены посевы льна.

Западный район — почти вся западная часть области по обоим берегам Волги до Рыбинского водохранилища (в границах Некоузского, Угличского и западной части Рыбинского производственных управлений). Промышленность преимущественно местного значения: торфоразработки, масло-сыроделие, первичная обработка льна. Выделяется лишь Углич — небольшой, но быстрорастущий центр металлообработки и сыроделия. Сельское хозяйство имеет льно-животноводческое направление. Значительны посевы льна. В южной части (особенно к юго-востоку от Углича) возрастают площади, занимаемые картофелем. В животноводстве сочетается крупный рогатый скот, овцы и свиньи.

Южный район (Ростовское, Переславское производственные управления) — район с давно сложившейся легкой и пищевой промышленностью. В сельском хозяйстве главная роль принадлежит производству картофеля и овощей, молочно-мясному животноводству и свиноводству. На юге района возрастают посевы зерновых, особенно пшеницы, а площади под овощами уменьшаются. Развито племенное коневодство.

Северный Заволжский район (Даниловское, Любимское и Пошехонское производственные управления) — по преимуществу сельскохозяйственный и лесопромысловый. Промышленность связана главным образом с переработкой местного сельскохозяйственного сырья; в отдельных пунктах — металлообработка (Данилов). В сельском хозяйстве наибольшее значение имеют льноводство и животноводство.

Ярославская область имеет развитые связи со многими другими экономическими районами страны. Этому благоприятствует ее географическое положение: на территории области пересекаются Волга и железнодорожные магистрали, соединяющие Москву и Петербург с Уралом и Сибирью. Протяженность железнодорожной сети около 650 км. Основа этой сети сложилась в 70-х гг. прошлого века. За годы Советской власти построены линии Данилов — Любим — Буй (1918), Углич — Калязин (1937) и др. Электрифицированы пути Москва — Ярославль (282 км) и Ярославль — Данилов (75 км). На долю железнодорожного транспорта приходится 4/5 всех отправляемых и 3/4 прибывающих грузов. Важнейшие грузы: минерально-строительные материалы, торф, нефть и нефтепродукты, изделия химической промышленности, металлы, машины, прочие промышленные изделия, зерно. Основные грузопотоки проходят через Ярославский железнодорожный узел, состоящий из пяти станций. Крупными железнодорожными узлами и перевалочными пунктами являются Рыбинск и Данилов.

Большую роль играет водный транспорт. Волга и Рыбинское водохранилище связывают область с Каспийским морем, а через Волго-Балтийский водный путь — с Белым и Балтийским морями. Главные грузовые и пассажирские порты — Ярославский и Рыбинский.

Обратная связь
 



Terms of Use / Privacy policy / Cookies /