Одной из серьезнейших экологических проблем г. Москвы продолжает оставаться высокий уровень шума на многих участках городской территории и жилой застройки, вызванного воздействием автомобильного и железнодорожного (а в ряде районов и авиационного) транспорта, а также промышленных зон, что отрицательно сказывается на здоровье городского населения и ухудшает комфортность его проживания.
Основным источником шума в жилой застройке является автомобильный транспорт. На городских магистралях уровни шума достигают 80 - 85 дБА, транспортный шум на примагистральных территориях наблюдается более 18 часов в сутки. Акустический дискомфорт от автомобильного шума испытывают более 50% населения города.
Существенными источниками шума являются авиация и железнодорожный транспорт. Под трассами пролета самолетов на территории жилой застройки создается шум с эквивалентными уровнями 87 - 90 дБА. Шум от железной дороги достигает 75 -78 дБА. На шумовой режим жилой среды оказывают влияние промышленные и коммунальные объекты. Уровни шума этих объектов, как правило, ниже транспортных, но физические характеристики производственных шумов (тотальный, ударный, импульсный и т. п.) создают неблагоприятные условия для проживания населения. Увеличивается количество и мощность источников шума внутри зданий.
В целях разработки и осуществления наиболее рациональных и экономически приемлемых архитектурно-планировочных, строительно-акустических и организационно-административных мер и средств снижения городского шума директивные органы и проектные организации г. Москвы должны располагать картами шума как отдельных его источников, так и комплексными (суммарными) картами шума. Карты шума обеспечивают исходную информацию о параметрах функционирования и об акустических характеристиках основных источников внешнего городского шума; дают наглядное представление о степени шумового загрязнения города, показывая зоны акустического дискомфорта на селитебных территориях; позволяют оценивать акустический режим в помещениях жилых и общественных зданий; делают возможным сравнение акустических качеств различных вариантов проектируемой застройки; позволяют осуществить рациональный выбор и размещение средств снижения городского шума.
Зоны акустического дискомфорта представляют собой участки городской территории (вместе с застройкой) вокруг источников внешнего городского шума, в пределах которых эквивалентные уровни звука превышают допустимые величины по санитарным нормам СН 2.2.4/2.1.8.562-96. В большинстве случаев (территории, непосредственно прилегающие к жилым домам, зданиям поликлиник, школ, детских дошкольных учреждений, профилакториев и т. п.) допустимый уровень звука составляет 55 дБА в дневное время и 45 в ночное время.
Современное положение вещей можно посмотреть на нашей карте комфорта Москвы.